17 ноября 2018, суббота
Областные новости
15.11.2018
Изменение облика российских городов, благоустройство дворовых и общественных территорий является одним из самых успешных и результативных направлений работы Партии, подчеркнул секретарь Генсовета ЕР
15.11.2018
Бюджетом национальных проектов и государственных программ назвал проект федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов депутат фракции «Единая Россия» Государственной Думы РФ Сергей Есяков. 14 ноября депутаты федерального парламента приняли во 2-м чтении проект основного финансового документа страны.














  








  

 



TestsBox:
1233 онлайн теста
бесплатно!

 

Юбилей

12.04.2018

ЗДЕСЬ ХРАНИТСЯ ИСТОРИЯ

Архивы – хранители историиАрхивы на Руси существовали с 14 – 15 веков, но не было архивов, как места хранения только документов. В таких архивах документы хранились вместе с книгами и деньгами. Чаще всего хранилища возникали при церквях и монастырях.В 16 веке учреждения имели свои хранилища, в которых документы хранились, где попало (на столах, на скамьях, на полу), или, как писалось в одной старой описи, «в трех ларях и пяти лукошках».В русском законодательстве название «архив» появилось при Петре Первом. В «Генеральном регламенте коллегиями» было предписано иметь два архива: общий и финансовый.Преобразования Петра Первого привели к существенным изменениям в области архивного дела: архивы отделились от канцелярий и превратились в самостоятельные структурные части учреждений, возникли новые архивы. По «Генеральному регламенту» 1720 года предусматривалась обязательная сдача учреждениями своих документов в архивы.В результате реформ государственного аппарата в 1775 – 1785 г.г. возросло количество местных учреждений и архивов при них. На протяжении 18 века изменилось отношение к архивным документам со стороны власти. Если в указах Перта I встречалась формулировка «положить в архив к вечному известию», то в указах Екатерины Второй содержалось указание «дела отдать в архив к вечному забвению».К концу 18 века состояние архивного дела ухудшилось из-за отсутствия порядка передачи дел на хранение. Указом Сената в 1800 году восстанавливался трехлетний срок сдачи оконченных в архив дел, причем за невыполнение требований Сенату грозил применением «строго и неминуемо за сие ответа и по законам взысканий».В 19 веке пришло осознание значения архивов как исторических источников.1 июня 1918 года был издан декрет «о реорганизации и централизации архивного дела», которым документы объявились государственной собственностью и составляли Единый государственный архивный фонд. Была образована государственная архивная служба.
Образование районных хранилищВ 1926 – 1927 г.г. были образованы районные архивы, не имея штатных сотрудников, а только ответственных за сохранность документов, не могли быть устойчивой производственной единицей. Вопрос о создании районных архивов, как самостоятельной структуры со своим штатом поднимался неоднократно, но райисполкомы категорически отказывались содержать штатную единицу районного архивиста. Поэтому положение с сохранностью документов в районах было неудовлетворительным. Неполная сохранность документов не позволяет дать более насыщенную информацию по истории нашего районного архива за этот период.С образованием Пензенской области (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 04.02.1939 г.) с марта 1939 года по май 1962 года архивные учреждения области вошли в структуру НКВД, это ведомство в 1940 – 1942 г.г. осуществило проверку районных архивов. Целью проверки было ознакомление с деятельностью районных архивных служб и условиями их работы. Проверка архивов показала, что архивное дело в районах находится в тяжелом состоянии. Холодные, неосвещенные и тесные помещения, низкая зарплата, постоянное отвлечение зав.архивами на канцелярскую работу в райисполкомах, смена кадров и, как следствие, неупорядоченность многих фондов, отсутствие точного учета, нарушение правил фондирования.И вот тому документальное свидетельство.Неверкинский районный архив – акт от 12.08.1941 года на момент проверки «архив не работает», так как зав.архивом В. Н. Лебедев (полное имя отчество не указаны) «призван в РККА». Помещение архива – старое кирпичное здание с ветхой крышей площадью 24 кв. м. «Помещение не обеспечено от хищения и уничтожения материалов водой. Дела не разобраны, их объем не установлен».Вхождение в систему МВД, а райархивы подчинялись – районным отделениям милиции, давало определенные преимущества, но в производственной работе это становилось тормозом, все вопросы по улучшению архивного дела в области приходилось решать через руководство УВД, с райотделами милиции, для которых эти «бумажные» дела были далеко не первоочередными, а на учреждения, «магическая» ранее аббревиатура МВД уже перестала действовать.В 1961 году архивные учреждения были выведены из МВД и подчинены непосредственно местным органам власти.
Смена кадровТекучесть кадров заведующих архивом продолжала оставаться высокой за эти годы. Из письма одной из заведующих в архивный отдел области, в котором в частности, говорится: «Дальше так продолжать работу не могу, нигде не ценится работа, никакого сочувствия и внимания к здоровью и работе архивного работника: зарплата не аккуратная, в помещении от холода руки распухают и грипп, спецовками не обеспечивают.., эти условия ужасны… из меня сделали истопника, уборщицу, сторожа, курьера, точно я неграмотная и неодушевленный предмет.., в райархив никто не пойдет работать в таких кошмарных условиях…».За 1940 – 1985 г.г. сменилось 14 заведующих. Среди них: В. Гришина, В. Ендуткина, Еремина, Меньшова, В. Петрова, Л. Н. Баландина, М. В. Соколова, Р. М. Исянова, Хабибуллина, Т. Герасимова, Т. Н. Храмова, Л. П. Юст, Х. И. Улбутова (имя, отчество не везде указаны).В 1986 году бразды правления архивом мне передала Т. Храмова. Моим первым куратором (10 лет) архивного отдела области была Лидия Федоровна Феоктистова. Именно она помогла мне освоить азы архивного дела: научила как нужно работать. Постепенно я освоила все виды работ: прием документов, их шифровка, переработка и усовершенствование описей, и многое-многое другое. Позже я закончила Пензенский государственный университет по специальности: «Документоведение и документационное обеспечение управления» с присуждением квалификации «Документовед».
Сохранность документовВ середине 80-х годов большое внимание было уделено вопросам обеспечения сохранности документов и вопросам, связанным со строительством районного архива. В 1988 году строительство было завершено и в мае месяце документы, хранящиеся в одном из гаражей райисполкома, перевезены в новое здание. Большая заслуга в этом бывших: начальника архивного отдела Пензенского облисполкома В. А. Озерской, председателя райисполкома А. А. Сиротина, архитектора района А. И. Агальцова.Здание оборудовано архивными металлическими стеллажами со съемными полками, охранно-пожарной сигнализацией с выведением на пульт милиции. Для исследователей предусмотрена читальная комната.Все документы были разобраны, упорядочены, размещены на стеллажах, проведено топографирование, проверка наличия дел, экспертиза ценности документов, научно-техническая обработка фондов, почти на все фонды были составлены новые описи и научно-справочный аппарат.На январь 1986 года числилось 79 фондов и 8937 ед. хр. В результате не учтенных по описям было 1466 ед. хр., а необнаруженных 1598 ед. хр.Документы принимались в основном по описи №1 то есть управленческая документация (протоколы, планы, отчеты…).В 1992 году, в связи с реорганизацией колхозов, были приняты документы с 1950 – 1960-х  годов из 14 колхозов.В 1993 году с прекращением функционирования прежней модели государственности в соответствии с Указом Президента РФ от 26.10.1993 г. №1760 «О реформе местного самоуправления в РФ» были приняты документы 15 сельских советов.Перспектива «избавиться» от документов стала для организаций в настоящее время уже реальной. Неплохо работают с документами и вовремя сдают их: ЦРБ, Статистика, районный суд, управление финансов, территориальная избирательная комиссия и т. д.В 90-х годах было организовано большое количество малых предприятий, товариществ, кооперативов, акционерных обществ, фермерских хозяйств. Многие из них, просуществовав год – два, а то и меньше, ликвидировались. То, что раньше не было в поле зрения архива, теперь остро встал вопрос обеспечения сохранности документов по личному составу, необходимых для обеспечения социальной защищенности граждан. В 1992 – 1996 г.г. были приняты документы по личному составу от 15 таких организаций, среди них: ТОО «Исток», СПКП «ВАБО», ИЧП «Радуга», ООО «Интеграл», ТОО «Горизонт», СТ «Магапол» и т. д.С 2005 года началась массовая ликвидация, реорганизация, банкротство предприятий района. Главой администрации района было подписано постановление, в котором установлено, что документы по личному составу ликвидированных организаций и предприятий, независимо от форм собственности, при отсутствии правопреемника, передаются на государственное хранение в архив.В число документов, переданных в райархив при ликвидации, вошли:– организационно-распорядительные документы; приказы, распоряжения, постановления, решения о назначении, перемещении, увольнении работников;– лицевые счета или ведомости по начислению зарплаты;– личные дела;– документы по личному составу; личные карточки, списки и другие.С 1990 года начался «штурм» архива посетителями. Это связано и с пенсионной реформой, и предоставлением льгот, и с выходом закона РФ «О реабилитации жертв политических репрессий» по возмещению гражданам незаконно конфискованного имущества его стоимости или выплаты денежной компенсации. Управление Пенсионного фонда района проводя так называемую конвертацию трудового стажа, в документах граждан выявилось много недостатков в оформлении трудовых книжек – нет печати, подписи, даты приказа и номер не совпадают с датой записи и т. д.
Архив – сегодняУвеличение объема принимаемых дел от ликвидированных организаций прибавило забот при исполнении запросов социально-правового характера. Сегодня на исполнение социально-правовых запросов тратится бюджета рабочего времени гораздо больше, чем на исполнение запросов тематического характера.Ежедневно в архив обращаются по 10 – 15 человек, за подтверждением стажа работы, размером заработной платы, среднемесячным заработком за 60 месяцев подряд, справками о выделении земельных участков, составе семьи, выдаче документов на землю, регистрации, вводе зданий в эксплуатацию и т. д.Работа с личным составом – это неизбежная реальность, с ним надо работать, брать на себя ответственность за их хранение и использование.Но, учитывая, что штатной численности в архиве нет, на одни плечи, заведующей, легла огромная непосильная ноша.Хочется верить, что невзирая на множество других проблем у органов власти, архивное дело будет находиться в центре внимания, поскольку речь идет об истории района и судьбах его жителей.

Оставить комментарий